«ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» – СНОВА И НАВСЕГДА!

13:15 03/07/2019

18
КАЗАХСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА ИМ. АБАЯ (ГАТОБ) ЗАКРЫЛ ТЕАТРАЛЬНЫЙ СЕЗОН ПРЕМЬЕРОЙ ОПЕРЫ П. ЧАЙКОВСКОГО «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН». БИЛЕТЫ НА СПЕКТАКЛЬ, ПРЕДСТАВЛЕННЫЙ КАК ПРЕМЬЕРА ГОДА, БЫЛИ РАСПРОДАНЫ ЗАДОЛГО ДО ПРЕМЬЕРЫ.

Новая постановка осуществлена сильной международной командой. Режиссёра Ирину Лычагину вместе с художником-постановщиком и художником по костюмам Кариной Автандиловой пригласили из Московского академического музыкального театра им. К. Станиславского и В. Немировича-Данченко. «Проходят годы, другой становится скорость восприятия любого зрелища, – сказала Ирина Лычагина. – Мы не можем существовать в том ритме, в котором существовали даже 10 лет назад. Наша задача – посмотреть на это произведение с точки зрения сегодняшнего дня. Мы не глумимся над классикой, но и не сметать с неё пыль тоже не могли. За 140 лет жизни оперы на сцене чего только не было – и роман между Ленским и Онегиным, и космонавты, прилетающие на ларинский бал. Мы хотели воплотить очень простую истину: время идёт, а человеческие чувства остаются прежними. Исходник для спектакля – опера Чайковского. Но мы стремились внести немного юмора, который так свойственен Александру Сергеевичу Пушкину. Не стоит ждать от нашего спектакля псевдоисторического правдоподобия. Нас интересует правда, а не правдоподобие, правда человеческих чувств, того, что Станиславский называл «жизнью человеческого духа»: именно внутренний мир героев, «движения их души» и есть основное содержание оперы».

Первая постановка оперы «Евгений Онегин» в ГАТОБ им. Абая состоялась в 1935 году на казахском языке. Тогда он назывался Казахским музыкальным театром оперы и балета. С 1946 года «Евгений Онегин» пошёл в оригинальной, русской версии. В обеих алматинских постановках в роли Татьяны была занята легендарная Куляш Байсеитова. С тех пор «Евгений Онегин» неизменно в репертуаре ГАТОБ. В нынешней премьерной постановке партию Онегина исполнил солист ГАТОБ Андрей Трегубенко, а Татьяны – Клавдия Потёмкина, солистка Большого театра Республики Беларусь.

«Онегин – мояперваяпартия, с которой я начал петь в ГАТОБ лет так …надцать назад. Я был очень молод, неопытен. Главная идея той постановки – сохранить преемственность поколений. Потому что эту партию до меня пели звёзды нашей оперной сцены. Поэтому для меня важным было не отойти от традиции и выдать максимально похожую трактовку роли. А в новой постановке самой сложной задачей стало позабыть о прошлом и найти совершенно другой образ. Он, этот прошлый образ, лез из всех щелей», – рассказал Андрей Трегубенко.

«Свою карьеру я также начинала с этой роли. Могу сказать, что после этой постановки моя Татьяна прежней никогда не будет», – отметила Клавдия Потёмкина. Она выпускница Алматинской консерватории им. Курмангазы, свою карьеру начинала в ГАТОБ им. Абая.

«Широко известно, что «Евгений Онегин» – это энциклопедия русской жизни. Мне хотелось сделать и энциклопедию русской моды, – сказала художник-постановщик Карина Автандилова. – В спектакле представлена ретроспектива истории русского костюма от 20-х годов XIX века, времени написания романа, до конца XIX и начала ХХ века, времени создания оперы и её первых постановок».

В целом получился яркий, запоминающийся спектакль. Этому достижению в значительной степени театр обязан видеохудожнику Инете Сипуновой из Латвии и художнику по свету Кевину Вин-Джонсу из Швеции. Дирижёром-постановщиком выступил Канат Омаров, новый главный дирижёр ГАТОБ. Примечательно, что оперной постановкой Канат Омаров дирижировал впервые.

Фото Николая ПОСТНИКОВА

Вадим КРАВЦОВ