Марат Гельман в качестве «гуманитарного инженера»

10:16 31/07/2019

24
ИЗВЕСТНЫЙ РОССИЙСКИЙ ГАЛЕРИСТ И ПОЛИТТЕХНОЛОГ МАРАТ ГЕЛЬМАН ПОСЕТИЛ ЭТИМ ЛЕТОМ АЛМАТЫ ПО ПРИГЛАШЕНИЮ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «ЕВРАЗИЙСКИЙ КУЛЬТУРНЫЙ АЛЬЯНС».

ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ ВИЗИТА – УЧАСТИЕ В ПРЕЗЕНТАЦИИ ОНЛАЙН-ПЛАТФОРМЫ QAZART. COM, ОБЪЕДИНЯЮЩЕЙ АКТУАЛЬНУЮ ИНФОРМАЦИЮ О СОВРЕМЕННЫХ ХУДОЖНИКАХ РК.

Онлайн-платформа создана для расширения диалога между казахстанским и международным арт-сообществами. На её сайте можно подробно познакомиться с актуальным искусством Казахстана, созданным за годы независимости. Здесь представлено более 30 художников – известных и не очень. Доступно к просмотру около 550 произведений, часть из которых можно приобрести в ценовом диапазоне от $300 до $100 000.

Марат Гельман рассказал алматинцам о современных тенденциях в мировом арт-бизнесе и высказал своё мнение о причине, тормозящей развитие артрынка в РК: «Не может быть развитого рынка современного искусства в стране без музея современного искусства».

В Государственном музее искусств им. Кастеева Марат Гельман встречался с казахстанскими художниками. Он обсуждал сегодняшнее отношение общества к актуальному искусству, когда не существует внятных критериев оценки произведений. Художник Зоя Фалькова поделилась своими впечатлениями о пребывании в летней школе Марата Гельмана, открытой в Черногории, по месту его нынешнего места жительства. Состоялся видеопросмотр произведений художника-акциониста Романа Захарова, громко заявившего о себе после переименования столицы.

Гельман отметил: «К акциям надо относиться так же, как и к любым другим художественным проявлениям. Сегодня не существует разделения на искусство и неискусство, но в каждом произведении присутствуют жест и поступок. Успешность художественной акции определяет соотношение жеста и поступка. Если действие совершается художником и осознаётся им не только как поступок, но и как жест, такую акцию можно считать искусством».

В пространстве Aurora Spase Марат выступил в качестве «гуманитарного инженера», специалиста, реализующего идеи экономического развития конкретных территорий с помощью активного привлечения современного искусства во всём многообразии его проявлений. Была прочитана лекция «Развитие территорий через культуру». Марат Гельман обратил внимание на место художника в обществе ХХI века. По его мнению, «главным действующим лицом в экономике, которая уже приходит на смену сегодняшней, постиндустриальной, становится художник. Он является драйвером всех изменений в экономике, в первую очередь в экономике города. В лице города художник сегодня находит равного партнёра, в отличие от прошлых времён, когда творцы были зависимы от власти и бизнеса. Город и художник нуждаются друг в друге.

Параллельно Марат Гельман активно продвигает идею децентрализации художественной жизни. По его мнению, интенсивность художественной жизни в провинциальных центрах может и должна быть не меньшей, чем в столицах. Для сохранения устойчивого экономического развития провинциальных центров, их жители не должны чувствовать обделённость в культурной жизни. Свои идеи Марат Гельман активно реализовывал сначала в Москве, затем в Перми, где до 2013 года был директором Пермского музея современного искусства. Наряду с выставочной деятельностью он организовывал масштабные фестивали современного искусства, участниками которых были и казахстанские художники. Среди них Молдакул Нарымбетов, Ербосын Мельдибеков, Рустам Хальфин и другие знаковые фигуры.

Похожие идеи в Казахстане проводил в жизнь тёзка Гельмана – известный музыкант, скрипач Марат Бисенгалиев. В 2003 году в Уральске им был создан «Западно-Казахстанский филармонический оркестр Марата Бисенгалиева». По замыслу создателя уральский оркестр должен был стать оркестром мирового уровня, ни в чём не уступая давно сложившимся лучшим симфоническим коллективам Алматы и Астаны. После череды успехов два Марата – один в Перми, другой в Уральске – вступили в конфликт, каждый со своей местной администрацией. И в итоге перенесли основную деятельность за рубеж. В 2006 году Бисенгалиев основал первый в истории Индии профессиональный симфонический оркестр. В настоящее время Марат Бисенгалиев большую часть времени и сил отдаёт базирующемуся в Мумбаи Симфоническому оркестру Индии, в то же время выступает в Казахстане и других странах. Живя с 2014 года в Черногории, Марат Гельман консультирует государственные структуры этой балканской страны в проведении эффективной культурной политики, участвует в европейских и российских арт-проектах.

Вадим КРАВЦОВ